Сегодня реклама окружает нас повсюду – от нее ни спрятаться, ни скрыться.
Современному человеку, погруженному в миллионы брендов, может только сниться покой Средневековья, когда реклама сводилась к кое-где видневшимся на дверях магазинов объявлениям или простым вывескам на входе вроде бочонка с вином, подковы или булки (об этом можно прочитать здесь).
Тем не менее, была бы машина времени, поверьте, Вам быстро наскучило отсутствие главного двигателя торговли.
Сегодня мы поговорим не просто о рекламе, не просто о наружной, а о стране, которая дала очень много становлению рекламы как науки и развитию рекламного бизнеса – Америке.
Не смотря на то, что картонная упаковка товаров, товарные знаки и логотипы, как и рекламные агентства – всё то, без чего невозможно представить современную рекламу – родились не в Америке, тем не менее, эта страна продемонстрировала феноменальную рекламную изобретательность, чтобы стоило поговорить об этом.
Итак, начинаем наше путешествие!
Вот что действительно началось с Америки – так это билборды. Вы помните, это «доски с объявлениями», появившиеся в начале ХХ века. Но началось все с Аллена Оделла. У его отца был бизнес по производству пены для бритья Burma Shave. Новый образец как раз отличала густая пена, о которой непременно должен был узнать потребитель.
Стандартная история предполагает и классическое отсутствие денег на продвижение. И тогда изобретательный Аллен, имея в кармане 200 долларов (весь рекламный бюджет, полученный от отца), решил вдоль дороги смастерить небольшие щиты.
План был прост: парень задействовал две центральные магистрали штата Миннесота, разместив на них несколько щитов в 30 метрах друг от друга.
На каждом щите красовалась одна строка из рекламного стихотворения, что подстегивало в поиске каждого последующего щита.
Надо заметить, что как раз в то время начинался бум семейных путешествий на автомобилях, и идея размещения рекламы вдоль дорог аккурат подоспела к историческому развитию событий.
Конечно, до современных билбордов с их креативными идеями было еще очень далеко, но начало было положено.
Стоит акцентировать внимание и на том, что в Америке впервые был на профессиональный поток поставлен массовый сбыт продукции ввиду ее массового производства.
В основу этого сбыта была положена манипуляции подсознательными чувствами человека. И первую роль здесь сыграл племянник Зигмунда Фрейда – Эдвард Бернейс, основоположник связей с общественностью.
Например, с его легкой подачи в 20-х годах ХХ столетия курение стало нормой для женщин.
Компания Lucky Strike порядочно заплатила Бернейсу за рекламную кампанию, в ходе которой весь мир узнал, что курить полезно. Как символ женской независимости курение продвигали небезызвестные Лола Палмер и Марлен Дитрих. Бернейс был первым, кто привлек к продвижению звезд, использовав эффект звездного «авторитета» в глазах потребителя.
В целом эпоху после Первой мировой войны можно назвать эпохой процветания. Усилия государства были направлены на производство отечественных товаров, что позволило постепенно отказаться от импорта. Темпы производства стали основой бойкости торговли.
Среди американских женщин стало модно работать, что увеличило доходы семей, а значит – и уровень потребления. Характерной рекламой того времени становится реклама продовольственных и «статусных» товаров – упомянутых сигарет, автомобилей, бытовой техники и т.д.
После Второй мировой войны для США началось «тридцатилетие процветания». На протяжении нескольких десятков лет государство переживало непрерывный экономический рост. И – как следствие – опять возрос уровень потребления.
Именно в этот период формируется привычное нам сегодня понятие «американская мечта».
Многочисленные производители товаров столкнулись с новым явлением –невиданной конкуренцией.
Так, с 70-х годов началась эра «позиционирования», основателями которой являются Джек Траут и Эл Райз, написавшие множество интереснейших книг по маркетингу, которые команда AdBuild рекомендует к прочтению.
Так вот, согласно Трауту и Райзу, главное в бизнесе любой компании – дифференциация (отстройка) от конкурентов.
Здесь можно привести много примеров – начиная с Coca-Cola, которые первыми (и последними, ибо застолбили за собой) стали говорить о таком ингредиенте, как кока. И о 7Up, идеей дифференциации которых стал слоган«Не-кола» и т.д.
Эпоха процветания обозначилась «бэби бумом», ростом производства товаров и количеством разбогатевших американцев, которым теперь прививались новые стандарты жизни – с загородным домом, несколькими автомобилями и прочими атрибутами.
За счет поколения «бэби бумеров» нация значительно помолодела, а это значит, что нужно было использовать новые подходы в рекламе.
Реклама направила свои усилия в социальное русло – гендерное неравенство, права человека и т.д. Одновременно с этими процессами набирали обороты и политтехнологии в рекламе – PR стал востребован как никогда.
Сегодня рекламной деятельностью в США занимаются исключительно рекламные агентства.
Среди них есть такие прославленные имена как агентство Огилви, рекламная компания Лео Барнетта, известное на весь мир рекламное агентство братьев Бартонов и т.д.
Большинство из двадцатки лучших рекламных агентств мира принадлежат американцам. Как и лучшие рекламные кампании.
Вспомнить хотя бы ковбоя Marlboro, поколение Pepsi, «Думай иначе» от Apple,«Просто сделай это» от Nike, «Праздник приближается» от Coca-Cola и т.д. Этот список можно продолжать очень долго.
И во всех указанных примерах одну из главных ролей играла наружная реклама.
С помощью щитов, вывесок, плакатов и прочих носителей доносилась информация до потребителя.
Так что к Америке можно относиться по-разному, но тот факт, что она внесла неоценимый вклад в развитие рекламы, думаю, ни у кого не вызовет сомнений.
Comentarios